Информация о городе
Городские новости
История Харькова
Места отдыха
герб Харькова finance.ua
отдых в Харькове
Отдых
О Харькове
Полезное
Гороскоп от ignio.com

Что такое Международный день музеев

Международный день музеевСегодня все прогрессивное человечество отмечает Международный день музеев. История следующая. Праздник появился на свет в 1977 году по инициативе Советского Союза, и, начиная с 78-го этот день отмечается ежегодно как профессиональный праздник музейщиков. Насколько это актуально для Харькова – судите сами. Сегодня в области действует 37 музеев, причем за последние 5 лет их посещаемость увеличилась больше, чем в 2 раза. О том, как встретил праздник Харьковский исторический – в репортаже Дмитрия Коновалова.

В цивилизованном мире городской музей традиционно является визитной карточкой города. В Харькове пока все наоборот. Один из первых в Украине Харьковский исторический музей с богатейшими фондами—популярностью у харьковчан не пользуется. При цене взрослого билета в 60 копеек, музей в основном посещают школьники, да и то с учителями. И дело здесь не только в отсутствие рекламы. В первые годы независимости здание музея отдали Свято – Покровскому монастырю. В новое здание – харьковский ломбард, музей переезжал 10 лет. Ремонт, реконструкция помещений, подготовка необходимых для экспонатов условий продолжается до сих пор. Результат - музей может работать только как выставка. А из 250 тысяч экспонатов харьковчане могут увидеть лишь 7%. Основная музейная экспозиция только в планах. По мнению сотрудников, музей профинансирован лишь на 10%. Правда по сравнению с прошлыми годами ситуация улучшилась. В декабре облсовет выделил музею на ремонт и развитие 200 тысяч гривен и обещает еще столько же. Видимо, поэтому сотрудники о финансовых проблемах предпочитали не говорить, чтобы не сглазить.

Олеся Ивах, зам. директора Харьковского исторического музея: “Чем більше, тім краще звичайно, але нас задовольняє то, що ми маємо зараз”.

Владимир Цыгулёв, директор Харьковского исторического музея: “Конечно надо больше. Конечно, хотелось бы больше. И было бы это здорово и красиво и, наверное, правильно. Но большего нет, и я как руководитель обязан понимать, что все, что есть пока, что трудно обижаться на то, что нас обижают”.

Среди выставленных в музее экспонатов – Евангелие, изданное еще при гетмане Мазепе. Позже по указу Петра Первого имя самого романтичного гетмана было вычеркнуто. Рядом выставлены книги в так называемых “окладах” легендарного мастера золотых и серебряных дел Ивана Равича. Здесь же настоящие казацкие хоругви, оружие, драгоценности и уникальные исторические документы. Точная стоимость всех экспонатов до сих пор неизвестна, но говорят, что в подвалах музея антиквариата на пол миллиарда гривен.

Олеся Ивах, зам. директора Харьковского исторического музея: “Колекція Харківського історичного музея бесцінна. 250 тисяч експонатів, їх оцініти неможливо”.

Не смотря на недофинансирование в музее продолжается научно-исследовательская деятельность. Половина работников—научные сотрудники. Музей ежегодно проводит Сумцовские чтения, названные так в честь первого директора—академика Сумцова. Также за последних три года опубликовано 180 работ, из них три диссертации. При этом самая высокая зарплата по штатному расписанию—248 гривен.

Ольга Пенькова, старший научный сотрудник Харьковского исторического музея: “Интересно, поэтому и работаем. Потому что у нас в музее работают только энтузиасты”.
Игорь Болдинов, зав. отделом Харьковского исторического музея:
“На сегодняшний день я не вижу, где я могу применить свои знания и умения в другой сфере”

Значительной финансовой поддержкой могло бы стать размещение в музее модных коммерческих выставок. В отличие от подлинных экспонатов, например, восковые фигуры пользуются большим спросом у харьковчан. Однако сдавать помещения в аренду Харьковский исторический музей не имеет права.

Владимир Цыгулёв, директор Харьковского исторического музея: “Мы не можем, мы не имеем права сейчас сдавать в аренду это помещение. Мы не являемся хозяевами, мы сами его арендуем, как бы являемся арендаторами. Если бы оно было у нас на балансе, то мы могли бы сдавать его в аренду и получать какой-то доход. Сегодня мы не можем этого делать”.
Виктор Бобровский, начальник городского управления градостроительства и архитектуры: “Сдача в аренду приводит к нарушениям. Потом арендатор возьмет и перестроит что-то внутри, повредит здание. Это же возможно. Насколько я понимаю – это памятник архитектуры”.

Коммерческие выставки – это не единственный способ заработать деньги. Например, среди платных услуг оказываемых Николаевским музеем имени Верещагина - экспертиза частных экспонатов, хранение ценностей из домашних коллекций и даже свадьбы и торжественные собрания среди роскошных интерьеров 18 века. Также, процветающий музей – это в первую очередь музей, который активно занимается саморекламой. Так, для крымских музеев, не смотря на всемирную известность, реклама обязательна. Как и обязательна поддержка местных градоначальников. Тем более все, что нужно харьковскому музею - это преодолеть бюрократические барьеры к дополнительному заработку.
Дмитрий Коновалов, Алексей Антонов, “Постфактум”.

500 лет назад Леонардо да Винчи создал свою знаменитую Джоконду. Это была не просто гениальная картина. Это был первый в западноевропейской живописи психологический портрет. Женщина, спокойно сидящая в кресле, на фоне фантастического лунного пейзажа, а ее лицо отражает неуловимые движения души и мысли. Она некрасива и в то же время прекрасна. Она грустит, но глубоко не страдает. Она заставляет волноваться и одновременно задуматься. Впечатление такое, что эта женщина знает о вас все. По оценкам специалистов, до Леонардо никто из художников не достигал такого мастерства в передаче эмоционального состояния человека. На минувшей неделе группа художников попыталась расшифровать улыбку Моны Лизы. Что из этого получилось – в репортаже Елены Григорьевой.

Этой картине размером 77х53 см посвящены сотни книг, о ней снимали фильмы, ставили спектакли, но она по-прежнему не только восхищает, но и будоражит умы. “Джоконда” великого Леонардо да Винчи, пожалуй, самый загадочный портрет в истории живописи. Здесь тайна всё. Леонардо писал портрет около трех лет и, закончил его примерно 1503 году. Уже 500 лет образ этой женщины считается эталоном красоты. Да, знала дамочка кому позировать.

Идея общей импровизации на одну тему и таким образом свое отношение к шедевру, родилась в среде харьковской художественной тусовки. Самое сложное, говорят художники было определится с мотивом для имповизации, после долгих разговоров и споров решили замахнуться на Леонардо нашего Да Винчи, на меньшее не согласились. Работы выставленные в галерее «Академия» получились очень любопытные.

Еще в 20-х годах прошлого века «Джоконде» пририсовывали усы выражая таким образом свое раздражение идолопоклонством. Мы же увидели даже вид со спины. О Моне Лизе известно очень мало, картина считается изображением 25-летней Лизы, жены флорентийского богача Франческо дель Джокондо. Но не исключено, что это ошибка и на портрете другая женщина. Известно, что Леонардо держал картину у себя и, покинув Италию, увез ее во Францию, где в 1517 году король Франциск I заплатил за нее 4 000 золотых флоринов - фантастические деньги. Впрочем, и ему «Джоконда» не досталась. Да Винчи не расставался с портретом до самой смерти.

23 - летний Арсен Мироненко будущий реставратор с детства мечтал скопировать известную картину. Его учителя считают, что у Арсена получилась очень удачная копия.

“Я писал ее в течении месяца……шиза такая была!”

Андрей Пичахчи вынул лицо Джоконды из ее пространства и поместил в черный квадрат Малевича, два символа слились в один образ.

Московский график Владимир Чайка просто отзеркалил картину и в ней абсолютно ничего не изменилось.

Самая неожиданная и даже какая то дикая на себя не похожая Джоконда получилась у харьковского художника Михаила Попова. «Хуторянка» так назвал он свою Мону Лизу, добавив ей украинских форм. Существует мнение, что Джоконда на самом деле автопортрет художника. Компьютерный анализ лиц Джоконды и да Винчи показал, что геометрически они идеально совпадают. Может быть с портрета нам загадочно улыбается сам Леонардо… Зигмунд Фрейд и Сальвадор Дали считали, что на портрете улыбка матери художника. Трудно спорить с гениями. Да и ни к чему. Кто бы ни улыбался нам с портрета великого Леонардо да Винчи, улыбка эта прекрасна. А вообще, глядя на все эти картины, один из художников сказал: «Прости нас, Леонардо».

Елена Григорьева

Популярные новости города
© Наш Харьков. При копировании материалов сайта гиперссылка на raix.kharkov.ua обязательна
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5]
Для связи с администрацией пишите на andsale@hotmail.com